План-конспект зачетного урока "Поиск информации в Интернете"

Тема урока: Поиск информации в Интернете.
Цели урока:
·         образовательные:
- дать понятия: информационный запрос, поисковой системы, адресный поиск, семантический поиск, фактографический поиск;
- научить учащихся поиску информации в глобальной сети Интернет.
·         воспитательные:
- воспитать познавательной потребности, интереса к информатике;
- воспитание нравственных качеств: дисциплинированность, ответственность.
·         развивающие:
- развитие у учащихся умения ориентироваться в логических уровнях организации информации;
- развитие мышления (умение сравнивать, обобщать, классифицировать);
- развитие познавательного интереса у учащихся.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма организации обучения: урок.
Возраст учащихся: 9 класс.
Оборудование, используемая литература:
·         компьютер;
·         мультимедийный проектор;
·         презентация "Поиск информации в Интернете", подготовленная в PowerPoint;
·         учебник Гейн А. Г. Информатика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС. Просвещение, 2013 г.
План урока:
1. Организационный момент - 2 мин.
2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности - 3 мин.
3. Ознакомление и закрепление нового материала - 35 мин.
4. Подведение итогов урока - 3 мин.
5. Постановка задания на дом - 2 мин.

№ п/п
Этап урока
Решаемая дидактическая задача
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат выполнения дидактической задачи
Реализуемые УУД
1
Организационный момент
Подготовка учащихся к работе на уроке
Приветствие, установление дисциплины на уроке, определение отсутствующих в классе.
Подготовка учащихся к учебной деятельности
Кратковременность организации начала урока, быстрое включение учащихся в диалоговый режим
Регулятивные, коммуникативные, личностные.
2
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Объявление темы и цели урока, объяснение хода работы во время урока.

Понимание и осмысление целей урока
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности
Личностные
3
Ознакомление и закрепление нового материала
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний
Учитель: Прежде чем давать определение понятию "поиск информации", давайте вспомним, какие основные виды информационных процессов вы знаете? (получение, передача, обработка, хранение информации).
К какому из них, по вашему мнению, относится поиск информации?
Термин "информационный поиск" был введен в 1948 г. Кельвином Муром.
Хорошо ребята, а теперь давайте дадим определение понятию "поиск  информации".
Поиск информации - это информационный процесс, направленный на выделение совокупности документов, отвечающих требованиям, сформулированным в запросе на поиск.
Или
Поиск информации - это процесс выявления в некотором множестве документов (текстов) всех тех, которые посвящены указанной теме (предмету), удовлетворяют заранее определенному условию поиска (запросу) или содержат необходимые (соответствующие информационной потребности) факты, сведения, данные.
Возникает логический вопрос: "Как осуществить поиск информации?"
(Формируется запрос, в котором указывается тема, в чем состоит информационная потребность и каким условиям должна удовлетворять разыскиваемая информация).
В современном обществе нужную информацию чаще разыскивают в Интернете, поэтому глобальные компьютерные сети  - это не только средство коммуникации, но и почти бездонное хранилище самой разнообразной информации.
Для того начать поиск информации, нужно сформировать запрос. Принято выделять три основных типа поиска информации и, соответственно, три типа запросов:
- адресный поиск;
- семантически поиск;
- фактографический поиск.
Остановимся на типах запросов по подробнее.
Адресный поиск. О разыскиваемом документе точно известны какие-то его параметры, например, автор, или название, или место публикации и т. п. В этом случае просто указывается в запросе эти параметры.
Семантический поиск. Происходит от слова "семантика" - смысл, значение. Смысл того, что вы разыскиваете, надо передать в запросе достаточно точно и кратко. Для этого служат так называемые ключевые слова.
Фактографический поиск. (Цитата) Этот тот случай, когда вам нужны не столько источники информации, сколько те или иные фактические данные, где бы они не содержались. Но при этом разыскиваемый вами "просто факт" все равно где-то содержится, и поэтому вы получите как результат поиска некоторое множество ссылок на документы, в которых он содержится.
Далеко не всегда на сформулированный вами запрос вы полу­чите именно ту информацию, которую хотели. Тогда запрос надо уточнить, более точно формулируя тему, или информационную по­требность, или дополнительные ограничения поиска.
Может случиться так, что вам потребуется расширить тему запроса. Обычно это происходит тогда, когда тре­буется найти ответ на вопрос, о котором вы знаете совсем мало. В таком случае полезно начинать с уточнения значения малозна­комых вам слов или сферы их применения.
Давайте вспомним, что такое поисковая система и какие поисковые системы в Интернете мы знаем?
Поисковая система - это программно-аппаратный комплекс с веб-интерфейсом, предоставляющий возможность поиска информации в интернете.
Поисковые системы:
- Яндекс (www.yandex.ru) (рус)
- Рамблер (www.rambler.ru)(рус)
- Google (www.google.ru)
- Yahoo (www.yahoo.com)
- Ambler (www.ambler.ru)
- Mail (www.mail.ru)

Но как бы точно вы ни пытались составить запрос, почти наверняка вам будут представлены документы, не удовлетворяющие вашу информационную потребность. Информация, соответствующая информационной потребности, называется релевантной. Эффективность поиска обычно оценивают по двум параметрам - полноте поиска и точности поиска.
Полнота поиска – отражает отношение релевантных откликов к количеству всех возможных документов, удовлетворяющих информационную потребность потребителя.
Точность поиска – выражает отношение совокупности релевантных откликов, к количеству всех выданных документов.
Существуют три основных способа поиска информации в Интернет:
1.  Указание адреса страницы.
2.  Передвижение по гиперссылкам.
3.  Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).
Способ 1. Указание адреса страницы.
Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.
Способ 2. Передвижение по гиперссылкам.
Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.
Способ 3. Обращение к поисковой системе.
Поиск информации осуществляется через поисковые системы, перечисленные выше.
Выделим общие правила поиска информации в сети Интернет.
Правила поиска информации в сети Интернет:
- Учитывать особенности естественного языка.
- Не допускать орфографических ошибок.
- Избегать поиска по одному слову, использовать необходимый и достаточный набор слов.
- Не писать большими буквами.
- Исключать из поиска не нужные слова.
- При поиске информации о людях, записывайте их фамилии с большой буквы

Синтаксис языка
Значение
Пример
!
Запрет перебора всех словоформ
! педагогическая система (из поиска будут исключены слова педагогические системы)
+, -
Обязательное присутствие слов в найденных документах
Педсовет по+пятница (должны быть выбраны страницы, где встречаются слово не только педсовет)  но обязательное условие наличие слова «пятница»
&
Обязательное вхождение слов в одно предложение
Педагогическая & система
«»
Поиск устойчивых словосочетаний
«педагогическая система»  (учитывается строгая  последовательность слов, слово «система педагогическая» будет исключеная)
/
Логическое или
Фото/снимок

Ответим на вопросы:
1.                   Что такое поиск информации?
2.                   В чем отличие семантического поиска от адресного?
3.                   Для чего используется фактографический поиск?
4.                   Какая информация называется релевантной?
5.                   Представьте, что вам подарили хорька. Вам нужно знать, как обеспечить ему нормальную жизнь в вашем доме. Придумать запросы.

Выполним задания:
1.  Придумать запрос, используя синтаксис языка поиска информации (!, +, -, &, "").
2.  Приложение 1.

Активные действия учащихся с объектом изучения.
Учащиеся активно взаимодействуют с учителем, отвечают на заданные им вопросы, делают соответствующие записи в тетрадях
Усвоение учебного материала
Коммуникативные, познавательные, регулятивные
4
Подведение итогов урока
Анализ успешности овладения пройденной темы. Мобилизация учащихся на рефлексию
Подведем итоги:
На этом уроке мы научились как искать информацию в поисковых системах, как задавать запрос чтобы получить полную и точную информацию. Узнали какие существую поисковые системы, и как с ними работать.
Рефлексия.
Успешное овладение пройденной темы.
Личностные
5
Постановка задания на дом
Обеспечение прочного усвоения полученных знаний
Домашнее задание:
Рабочая тетрадь: №1 на стр. 34-36.




Фиксируют в дневника домашнее задание.
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения учащимися домашнего задания
Регулятивные, личностные, коммуникативные.

Приложение 1.
Презентация в PowerPoint


















Комментариев нет:

Отправить комментарий