План-конспект зачетного урока "Базы данных"

План-конспект урока
Тема урока: Базы данных.
Цели урока:
·         образовательные:
- дать понятия: данные, база данных, система управления базой данных (СУБД), информационной поисковые системы (ИПС), иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных, сортировка данных;
- познакомить учащихся с СУБД.
·         воспитательные:
- воспитывать личностные качества;
- воспитать познавательной потребности, интереса к предмету;
- воспитание нравственных качеств: дисциплинированность, ответственность.
·         развивающие:
- развитие мышления (умение сравнивать, обобщать, классифицировать);
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие памяти;
- развитие познавательного интереса у учащихся.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма организации обучения: урок.
Возраст учащихся: 9 класс.
Оборудование, используемая литература:
·         компьютер;
·         мультимедийный проектор;
·         презентация "Базы данных", подготовленная в PowerPoint;
·         учебник Гейн А. Г. Информатика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС. Просвещение, 2013 г.
План урока:
1. Организационный момент - 2 мин.
2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности - 3 мин.
3. Ознакомление и закрепление нового материала - 35 мин.
4. Подведение итогов урока - 3 мин.
5. Постановка задания на дом - 2 мин.

№ п/п
Этап урока
Решаемая дидактическая задача
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат выполнения дидактической задачи
Реализуемые УУД
1
Организационный момент
Подготовка учащихся к работе на уроке
Приветствие, установление дисциплины на уроке, определение отсутствующих в классе.
Подготовка учащихся к учебной деятельности
Кратковременность организации начала урока, быстрое включение учащихся в диалоговый режим
Регулятивные, коммуникативные, личностные.
2
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Объявление темы и цели урока, объяснение хода работы во время урока.

Понимание и осмысление целей урока
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности
Личностные
3
Ознакомление и закрепление нового материала
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний
Учитель: На этом уроке мы узнаем, что такое база данных, для чего нужны базы данных и как с ними работать.
Когда на предыдущем уроке мы обсуждали вопросы поиска информации, то молчаливо предполагали, что эта информация где-то хранится. Важно также, чтобы хранилище представляло собой не "свалку", найти в которой что-либо почти невозможно, а специально организованную совокупность данных, в которых и аккумулирована востребованная информация.
Давайте приведем примеры, где используются базы данных? (В магазине, при отбивании товара по штрих коду, в отделе кадров, в справочном бюро железнодорожной станции).
Разумеется, сама информация в этих базах данных должна быть представлена в таком виде, чтобы обрабатывать ее можно было автоматически. В этом случае говорят, что информация представлена в виде данных.
Данные - это представление фактов и идей в формализованном виде, пригодном для передачи и обработки в некотором информационном процессе.
После того как мы дали определение понятию "данные", как вы считаете, что представляет собой база данных?
База данных -  это систематизированная совокупность данных, организованная так, чтобы для них было обеспечено хранение, первичная обработка и поиск нужной информации с помощью компьютерных технологий.
Назначение СУБД:
        Удобство работы с большими объемами информации
        Быстрый поиск и сортировка данных
        Представлять данные в различных видах
        Внесение изменений в данные, добавление, удаление записей, изменение структуры базы
        Обмен информацией с другими базами
        Вывод на печать
        Получение готовых форм различной отчетной документации

  В базе данных содержится сведения о большом количестве однотипных объектов. При этом для каждого из объектов существенным являются значения лишь некоторых признаков. Такие признаки баз данных принято называть атрибутами. Иногда некоторые из атрибутов объявляют ключевыми. Некоторые из признаков могут быть объявлены обязательными присутствующими. Например, любая книга всегда имеет какое-нибудь название.
Каждая конкретная база данных предназначена для решения своего класса задач. В свою очередь, для каждого класса задач характерен свой набор объектов и их признаков. Поэтому и соответствующие базы данных будут различными: одна нужна, чтобы разыскивать книгу, а другая - для облегчения работы директору.
Для того чтобы заставить компьютер найти интересующие нас сведения, нужно составить запрос. Правила записи запросов для каждой ИПС (информационно-поисковая система) свои. Эти правила устанавливаются теми, кто создает ИПС. 
По способу организация связей между атрибутами различают три вида баз данных:
1.  иерархические;
2.  реляционные;
3.  сетевые.
В иерархических базах данных атрибуты соподчинены между собой так, что данные образуют древовидную структуру. Например, авторский каталог книг. В нем главный атрибут - фамилия автора, следующий атрибут по значимости - название книги, затем, издательство и т. д.
Сетевая база данных представляет собой более общую структуру, нежели иерархическая база: в ней элементы связаны произвольным образом. Каждый элемент может быть связан с любым количеством элементов из разных уровней.
Реляционная база данных - это совокупность связанных между собой таблиц. Название столбцов (полей) в таких таблицах - атрибутах данных (для каждого поля определяется тип данных, которые можно будет записывать, например, числовой, тип дата и т. д.)
Типы данных  полей: текстовый, числовой, денежный, дата/время.
Строка содержит значения всех атрибутов для конкретного объекта и называется записью. Важно при этом, что между таблицами могут быть установлены связи, указывающие на совпадение множества значений для разных атрибутов.
Над базами данных, хранящиеся в базе данных, можно выполнить некоторые операции. Например, сортировка, удаление, добавление записи и т. д.
Выполнить задания (Приложение 1).

Активные действия учащихся с объектом изучения
Усвоение учебного материала учащимися
Коммуникативные, познавательные, регулятивные
4
Подведение итогов урока
Анализ успешности овладения пройденной темы. Мобилизация учащихся на рефлексию
Подведем итоги:
На этом уроке мы овладели новыми понятиями, такими как "база данных", "СУБД", "ИПС".Познакомились какие бывают типы СУБД. Научились работать с базами данных.
Рефлексия.
Успешное овладение пройденной темы.
Личностные
5
Постановка задания на дом
Обеспечение прочного усвоения полученных знаний
Домашнее задание:
Рабочая тетрадь: № 1 стр. 34-36. 
Фиксируют в дневника домашнее задание.
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения учащимися домашнего задания
Регулятивные, личностные, коммуникативные.

Приложение 1.

Задание 1.
Фамилия
Имя
Вклад
Дата вклада
1
Артемьев
Борис
500
12.12.00
2
Сергеева
Ольга
1000
05.08.01
3
Петровский
Артем
520
09.08.01
4
Сидорчук
Ярослав
300
12.12.01
5
Волчкова
Ольга
890
11.04.00
6
Шинкевич
Сергей
1005
13.05.02
7
Сидоров
Николай
100
12.04.01
8
Якушева
Елена
650
05.08.01
Вопросы:
             1.        Сколько полей и записей содержит база данных?
                   2.        Какие поля являются текстовыми, какие числовыми?
                   3.        Какая фамилия будет на 2 строке после проведения сортировки по возрастанию? … по убыванию?
                   4.        Записи с какими номерами будут помещены на две верхние строчки после ввода фильтра по полю "Вклад" с условием <650 и последующей сортировки по убыванию по полю «Имя»?                         
                   5.        Записи под какими номерами будут получены после ввода фильтра по полю Вклад с условием >890?


Тест.

Вариант 1.

База данных задана в виде таблицы:
Фамилия
Имя
Класс
Предмет
Итоговая оценка
1
Кузовлев
Николай
9
информатика
5
2
Иванов
Сергей
10
математика
4
3
Петров
Алексей
7
биология
5
4
Васильев
Артем
7
математика
5
5
Белова
Анастасия
11
химия
5
6
Артемьева
Елена
10
физика
3
7
Борисова
Марина
9
информатика
5
8
Колесникова
Дарья
10
геометрия
4







Задание: Выберите вариант правильного ответа.

1. База данных содержит полей:
а) 5                                 б) 6                                     в) 8                                     г) 9                                      д) 32
2. База данных содержит записей:
а) 5                                 б) 4                                     в) 8                                     г) 6                                      д) 32
3. Поля, содержащие числовые данные, имеют имя:
а) №, Фамилия      б) Класс                          в) №, Класс                          г) Класс, №, Имя
д) №, Класс, Итоговая оценка  
4. После проведения сортировки по полю "Фамилия" по убыванию  запись с номером 6 будет, считая сверху:
а) 8-й                              б) 1-й       в) 5-й                                  г) 7-й        д) 6-й
5. После ввода фильтра по полю "Класс" с условием >=10 будут получены записи с номерами:
а) 2, 6                            б) 6                                     в) 2, 6, 7                         г) 2, 5, 6, 8                                                д) 2, 6, 7
6. После ввода фильтра по полю "Фамилия" с условием начинается с К… и последующей сортировки по возрастанию по полю "Класс" верхнюю строчку таблицы займёт запись с номером:
а) 2                                 б) 1                                      в) 8                                    г) 7                                      д) 4
7. После ввода фильтра по полю "Класс" с условием <10 и последующей сортировки по убыванию по полю "Имя" две нижние строки таблицы займут записи с номерами:
а) 1 и 4  б) 1 и 7      в) 4 и 7      г) 3 и 4      д) 3 и 7

Вариант 2.
   База данных задана в виде таблицы:
Фамилия
Имя
Класс
Предмет
Итоговая оценка
1
Артемьев
Петр
8
математика
4
2
Сидоров
Андрей
9
биология
4
3
Иванова
Анна
10
химия
5
4
Васильев
Артем
8
физика
5
5
Березовская
Анастасия
10
черчение
4
6
Яковлева
Елена
9
русский язык
5
7
Петрова
Марина
9
информатика
5
8
Попов
Денис
8
геометрия
4
9
Алексеева
Дарья
11
информатика
5








Задание: Выберите вариант правильного ответа.

1. База данных содержит полей:
а) 5                                 б) 6                                     в) 8                                     г) 9                                      д) 32
2. База данных содержит записей:
а) 5                                 б) 4                                     в) 8                                     г) 9                                      д) 32
3. Поля, содержащие текстовые данные, имеют имя:
а) Фамилия, Имя, Предмет                         б) Имя       в) Фамилия, Имя              г) Предмет, №, Имя
д) №, Класс 
4. После проведения сортировки по полю "Фамилия" по убыванию запись с номером 6 будет, считая сверху:
а) 8-й                              б) 1-й       в) 5-й                                  г) 7-й        д) 9-й
5. После ввода фильтра по полю "Итоговая оценка" с условием >4 будут получены записи с номерами:
а) 2, 6                            б) 6, 7, 8, 9, 1                                    в) 3, 4, 7, 9                   г) 3, 4, 6, 7, 9                                    д) 2, 6, 7
6. После ввода фильтра по полю "Фамилия" с условием начинается с П… и последующей сортировки по возрастанию по полю "Класс" верхнюю строчку таблицы займёт запись с номером:
а) 2                                 б) 1                                      в) 8                                    г) 7                                      д) 4
7. После ввода фильтра по полю "Класс" с условием <9 и последующей сортировки по убыванию по полю "Фамилия" две нижние строки таблицы займут записи с номерами:
а) 1 и 4  б) 4 и 7      в) 4 и 8      г) 1 и 5      д) 3 и 7


Презентация в PowerPoint
















Комментариев нет:

Отправить комментарий